Москва: кто работает в метро?

17 декабря 2021 г. слабослышащие подростки из школы-интерната 52 начали свое утро в Центре профориентации Московского метрополитена на станции метро Выставочная. 

Небольшой экскурс в прошлое и вот в головах у ребят уже пронеслось почти сто лет становления, преобразования и эволюции метро Москвы.Обычно мы не задумываемся и не сравниваем метро первой половины 20 века, когда оно состояло всего из нескольких станций, и реалиями сегодняшнего дня, когда метро строится с невероятной скоростью протяженностью в разы больше, чем раньше.

Основной целью поездки было — познакомиться с профессиями, которые есть в подземке. Билетный кассир, сотрудник клининговой службы, машинист, дежурный на станции и у эскалатора — понятные и известные ребятам сотрудники метрополитена. А вот те, кто остается за кадром, кого ты не видишь ежедневно в метро, кто же они? 

Начало положило обсуждение работы диспетчерской службы. Мы узнали, как она функционирует, за что отвечает, какие программные комплексы использует. Ребята попробовали на примере одного отрезка линии московского метро понаблюдать за движением поездов в режиме реального времени. Прямо как настоящие диспетчеры. Сначала глаза прям разбегаются, столько огоньков, все куда-то движется, меняет цвета. Одно понятно точно и не специально обученному человеку: если загорелось что-то красное — это предупреждение о возможной опасности. Теперь ребята хотя и в общих чертах, но представляют себе, кто и как регулирует время прибытия на платформу и отбытия с нее поездов, кому сказать спасибо за то, что в Москве поезда ходят так часто и четко, почему поезда стоят в тоннелях и как удержание дверей пассажирами на станции влияет на это. Обещали сами так больше не делать :-).

Затем ребята заглянули “под эскалатор”, увидели принцип его работы и огромные механизмы, которые приводят его в действие. Теперь они знают, что под эскалатором непрерывно несет свою вахту эскалаторная служба. Чтобы все всегда работало.

А что же приводит в действие все эти механизмы? Так гармонично подростки перешли к знакомству с нюансами работы службы электроснабжения. Ведь именно они отвечают за подачу электроэнергии ко всем системам метро. Благодаря их работе ежедневно едут поезда, освещаются станции и тоннели, горят светофоры, регулирующие движение поездов, двигаются эскалаторы, работают вентиляция и связь и еще многое другое. Чтобы все это работало, в метрополитене работают целые подстанции, которые преобразовывают и распределяют электроэнергию. Ведь, как теперь знают ребята, каждой системе нужен ток определенного напряжения. Например, для движения поездов обычных 220 В не хватит. Этим “обжорам” подавай ток напряжением 825 В. 

Обсудили, что сейчас очень комфортно ездить в метро. Конечно же, без внимания не остались сотрудники службы, которая обеспечивает работу систем жизнеобеспечения метрополитена: вентиляции в тоннелях и на станциях, системы тепло- и водоснабжения, водоотлива. Посмотрели, как работает система гермоворот в тоннелях, которые являются обязательными элементами системы безопасности в Метрополитене, предотвращающая попадание воды и огня в тоннели. А еще ребята теперь знают, что воздух в метро полностью обновляется 5 раз в час, т.е. каждые 12 минут.

Далее подростки познакомились с работой службы безопасности, функции которой на объектах метрополитена выполняют сотрудники МВД. Посмотрели на набор технических средств. которые используют сотрудники, чтобы пассажиры каждый день чувствовали себя спокойно. Открыли для себя секрет больших, как правило, цилиндрических металлических конструкций, находящихся на каждой станции метро. Оказалось, что именно там в целях безопасности должны хранится оставленные неопознанные объекты, которые могут представлять опасность для окружающих, до прибытия специальных служб по проверке и обезвреживанию.   

В заключение каждый из подростков не единожды примерил на себя профессию машинист на симуляторе, на котором обучаются и тренируются машинисты. Еще долго мы не могли уйти, так как каждому хотелось быть идеальным машинистом и сдать этот самоэкзамен на твердую пятерку.

Конечно, невозможно за 1,5-2 часа составить полное представление о всех профессиях в Метрополитене, ведь их очень много, причем не только внутри подземки. Ребята обсудили, что работа в метро очень ответственная, требующая внимания, хорошего здоровья, серьезного обучения и знаний. Что от сотрудников и их профессионализма ежедневно зависят жизни миллионов человек. Очень много служб работает и помогает всем сотрудникам, работающим, так сказать, на передовой, выполнять свою работу. Это и служба снабжения, и поиска и подбора сотрудников, PR, бухгалтерия и многие другие.  

Мы выражаем огромную благодарность Центру профориентации Московского метрополитена за такое погружение ребят в нюансы работы и знакомство с профессиями.

Программа «Включайся и будь успешен!» помогает подросткам-сиротам из 16 регионов России осознанно подойти к выбору профессии и получить первый успешный опыт работы в компаниях. Организаторы: Фонд «Хранители детства» и ПАО «МегаФон».

Мероприятие проведено в рамках проекта «Работа — мой выбор!» при поддержке Благотворительного фонда «Абсолют- Помощь».